В случае приобретения жилья в ипотеку таковое жилье становится объектом залога и на него накладывается обременение. Недвижимость нельзя продать, подарить, перерегистрировать и прочее (не касается случаев с оформлением наследства). Сведения о наличии залога под кредит вносятся в Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации). Законодательством (см. ниже) установлено, что после выплаты займа собственник должен самостоятельно обращаться в Федеральную службу с просьбой об удалении записи. При этом установлен определенный срок снятия обременения по ипотеке в Росреестре.
Законодательная база
Вопрос регламентирован статьей 53 ФЗ (Федеральный закон) № 218 от 2015 года и статьей 25 ФЗ № 102 от 1998 года. Так, пункт 11 ст. 53 ФЗ № 218 сообщает, что регистрация залога снимается в двух случаях:
- Выплата займа и последующее обращение собственника недвижимости в Росреестр с соответствующей просьбой.
- По судебному решению.
В свою очередь, статья 25 ФЗ № 102 определяет порядок обращения, устанавливает список необходимых справок и сообщает о порядке погашения записи в особенных случаях (долевое строительство, использование военной ипотеки).
Необходимые документы
Для снятия регистрационной записи необходимо предоставить:
- Гражданский паспорт.
- Закладная (справка, подтверждающая, что недвижимость является объектом залога). На документе должна быть отметка кредитора о погашении займа. Если отметки нет, необходимо дополнительное заявление от банка с подтверждением оплаты кредита.
- Заявление от собственника.
Если закладная не оформлялась, необходимо представить следующие документы для снятия обременения по ипотеке в Росреестре:
- Гражданский паспорт.
- Заявление от банка о погашении кредита.
- Заявление от собственника.
Необходимая форма заявления утверждена Приложением 3 к Приказу Минэкономразвития № 226 от 2018 года. Приложением 4 к этому же Приказу установлены требования по заполнению:
- Допускается заполнение ручкой или на компьютере.
- На каждый объект залогового имущества предоставляется отдельный бланк (допускается их объединение, в случае если они являются залогом по одному и тому же займу).
- Допустимо использование только стандартных листов А4. Если это необходимо, распечатывается несколько листов, каждый из которых отдельно нумеруется.
- Если один из пунктов требует выбора правильного утверждения, напротив него ставится знак «V» (без кавычек).
- Строки не должны оставаться пустыми. Если это необходимо, ставится прочерк. Но при отсутствии гражданства в соответствующей строке указывается «Лицо без гражданства».
При возникновении сложностей, гражданин может обратиться к специалистам Росреестра (МФЦ) с просьбой предоставить образец или помочь в заполнении.
Внимание! Государственная пошлина за услугу не взимается.
Сроки
Заинтересованное лицо подает по своей возможности. Конкретных временных рамок не установлено. В то же время, пункт 1 статьи 25 ФЗ № 102 определил, что регистрационная запись об ипотеке должна быть удалена в течение 3 рабочих дней с момента поступления в центр регистрации необходимых справок. Если ипотека подразумевала долевое строительство многоквартирного дома, регистрационная запись удаляется в течение 5 рабочих дней. При этом нужные справки собирает застройщик, а не собственник жилья.
Следует учесть, что при снятии обременения через МФЦ (многофункциональный центр) к указанному времени необходимо прибавить до 5 рабочих дней, которые нужны, чтобы отправить документы из МФЦ в регистрационный орган.
Способы обращения
Заявитель может направить документы следующими способами:
- Явившись в отделение регистрационного центра лично.
- Передав документы через представителя, воспользовавшись услугой выездного обслуживания.
- Заказным письмом. В таком случае документы должны быть нотариально заверены, а к письму приложена опись содержимого.
- Электронным письмом. В том числе допускается обращение через портал Госуслуги.ру. Запрос на снятие обременение по ипотеке в Росреестре должен быть заверены усиленной электронной подписью заявителя.
Внимание! За использование услуги нужно отдельно доплатить (не касается ветеранов Великой Отечественной войны, а также инвалидов I и II группы).
Помимо указанного, заявитель может самостоятельно назначить день и час приема через портал Госуслуги.ру. Тогда ему нужно будет явиться в нужное время в Росреестр и его примут без очереди. В случае опоздания электронная запись аннулируется.