Финалом проведения строительных или ремонтных работ является получение акта ввода в эксплуатацию объекта строительства, переустройства или капитального ремонта. Этот документ подтверждает, что здание полностью готово к проживанию и соответствует всем действующим санитарно-техническим правилам и нормам безопасности.
Процесс оформления
Ввод в эксплуатацию нового или отремонтированного здания является процедурой сложной и длительной и предполагает прохождение нескольких подготовительных этапов.
Оповещение всех заинтересованных сторон
Когда вновь построенное, переустроенное или отремонтированное строение готово, представители строительной компании обязаны в письменном виде оповестить об этом подрядчика, а также надзорные и контролирующие органы. К бланку оповещения должен быть приложен перечень проведенных строительных работ, а также другие необходимые для предварительной проверки документы:
- копии лицензий подрядчика;
- рабочие чертежи;
- техническая документация по используемым стройматериалом;
- список компаний, принимавших участие в строительстве и подводе коммуникаций;
- журналы производства;
- документы приёмки по отдельным строительным работам и т.д.
Подготовка к приёмке
Этот этап считается репетицией проведения приёмки готового жилого или нежилого строения. Формируется приёмочная комиссия из представителей подрядчика, заказчика, а также сотрудников служб госнадзора. Участники комиссии проверяют готовность жилого или нежилого объекта, инициируют пробный запуск всех инженерных систем, выявляют недочеты и недоработки. Если их нет, составляется заключение о готовности здания к приёмке. На основании этого документа будет сформирована приёмочная комиссия и определена дата и время проведения приёмки. При выявлении дефектов составляется акт по недоработкам и устанавливается срок для их устранения.
Полезно! Проведение предварительной комиссии по проверке готовности объекта строительства к госприёмке оплачивается заказчиком.
Обращение в Главное архитектурное управление
Представитель подрядчика должен написать соответствующее заявление о разрешении ввода объекта в эксплуатацию. К заявлению прилагаются все необходимые документы:
- правоустанавливающие бумаги на земельный участок;
- технический план на землю;
- разрешение на строительство;
- проектная документация;
- заключения, подтверждающие соответствие построенного или отремонтированного здания строительным нормам и техническим условиям;
- схема расположения объекта и его коммуникационных систем на земельном участке;
- план организации придомовой территории.
Важно! Осмотр здания и его проверка будут проведены в течение 10 дней с момента подачи заявления.
Обследование объекта строительства или ремонта
Члены приёмочной комиссии проводят визуальную проверку здания, а также на соответствие представленной документации. Допустимо требование о запуске коммуникационных систем, но в большинстве случае члены комиссии ориентируются на заключение предварительной проверки. Результатом работы комиссии является подписанный акт ввода в эксплуатацию законченного объекта строительства. Этот документ передается на визирование главному архитектору, причем датой официального ввода считается именно момент утверждения акта.
Содержание и основные правила составления
Акт о готовности построенного или отремонтированного здания составляется на специальном унифицированном бланке в 3 экземплярах. После проверки свой экземпляр получают подрядчик и заказчик, а одни сохраняется в архиве государственных органов. Образец акта ввода в эксплуатацию объекта строительства содержит в себе следующие данные:
- дату, наименование госоргана и номер приказа, на основании которого осуществляется проверка;
- порядковый номер акта ввода в эксплуатацию;
- бухгалтерские данные (унифицированные коды);
- наименование объекта строительства (жилое здание, деловой центр и т.д.) и адрес его расположения;
- сведения о заказчике и подрядчике (наименование организации, ФИО и должность представителя);
- информацию о проведении дополнительной наладке оборудования и комплексном опробовании работоспособности всех коммуникационных систем, приборов учета потребления и т.д.;
- сведения о стоимости строительно-монтажных работ, оборудования, инструмента и инвентаря;
- перечень комиссионного состава (наименование организации/компании, ФИО и должность представителя). После проведения осмотра и проверки каждый член комиссии должен поставить личную подпись напротив своей фамилии. Отказ подписать документ должен быть аргументирован в письменном виде;
- решение о вводе в эксплуатацию (заверяется ответственным представителем подрядчика);
- дату составления.
Получение акта ввода в эксплуатацию представителями заказчика и подрядчика осуществляется в течение 7 дней с момента передачи заполненного и подписанного бланка на утверждение главному архитектору.
Если получен отказ
По негласно установленному правилу жилые дома, готовые к эксплуатации, очень тщательно проверяются при приёмке. Поэтому нередко возникают ситуации, когда акт не подписывается, но при этом подрядчик уверен, что никаких нарушений не имеется. Разрешить конфликт можно одним из способов:
- устранить недоработки. После отказа участники проверки и приёмки строения обязаны в письменном виде изложить причину, по которой оно не может использоваться по прямому назначению. После устранения недоработок документ должен быть подписан;
- обратиться в суд. Подрядчику потребуется предоставить всю имеющуюся документацию по строительному процессу, а также документ, на основании которого дом не был принят приёмочной комиссией.
Завершающий этап строительного процесса представляет собой документальную и визуальную проверку представителями госорганов и заинтересованных лиц. Результатом проверки становится документ, разрешающий жильцам въезжать в многоквартирный дом, а заказчику реализовывать недвижимость любыми доступными способами.