Процедура удаления данных о земле, как и операции по регистрации недвижимости, подразумевает документальное оформление. Для изменения имеющейся информации стоит подтвердить причины подачи запроса. При этом контролируется корректность изложения оснований и пакет документов. Как осуществляется снятие с кадастрового учета земельного участка?
Обоснования для изменения учетных данных о земле
Законодательно регламентирована схема изменения регистрационных сведений о наделах. Власти и граждане должны придерживаться изданных Федеральных законов и Гражданского кодекса. Основными причинами снятия являются:
- Отсутствие сведений о правообладателе для земель, которые были зарегистрированы до 01.03.2008 г. – Федеральный закон № 218 от 13.07.2015 г. регулирует правила ведения Единого реестра, куда вносятся актуальные сведения о наделах и лицах с правом владения.
- Разделение выделенной территории на две и более единицы – в результате требуется первоначально подать заявление о снятии, а зачем провести регистрацию образовавшихся наделов (аналогично осуществляется процедура при объединении небольших участков в один надел).
- Изменение статуса «временный» — отсутствуют сведения в ЕГРН о вещном праве, ограничении (обременении) использования или осуществляется регистрация постоянного владельца.
В ситуации с землями, учтенными до марта 2008 г., происходит аннулирование кадастровых данных, если после получения уведомления о возможной процедуре, правообладатель не представил документы для регистрации прав.
Согласно Письму Минэкономразвития, рассматривается наличие сведений в ГКН или ЕГРН о наделах или находящихся на них постройках с целью обеспечения госрегистрации. Поэтому в течение 6 месяцев ведомство ожидает ответной реакции, после чего при отсутствии заявления об учете информация аннулируется в Реестре. Государственный орган при это соблюдает особый порядок по Приказу Минэкономразвития № 943.
Внимание: На уровне суда может рассматриваются дела по незаконному снятию с кадастрового учета. При выяснении обстоятельств, что федеральные, региональные структуры препятствовали третьему лицу оформить официально объект в собственность, проводится расследование с проведением учетных процедур.
Кроме описанных ситуаций, выделяют основания, вызванные возникшими условиями. На практике встречаются земли, которые приходится убирать из реестра ввиду разрушения или уничтожения из-за аварий, стихийных бедствий.
Исключенным из кадастрового перечня наделам присваивается статус неразграниченных земель. Распоряжаться данными территориями могут местные власти.
Порядок действий
В зависимости от основания процедура снятия выполняется по-разному. При ходатайстве со стороны территориальных органов управления, ведомств подаются запросы об исключении объектов. В ходе информационного взаимодействия направляется документация, подтверждающая отсутствие вещного права или ограничения. Снять с кадастрового учета земельный участок обычным гражданам удается после сбора свидетельств и написания заявления в отделение Росреестра.
Перечень документов
Заявитель имеет право подать обращение сам или путем отправления доверенного лица. Тогда прилагается бумага, подтверждающая полномочия:
- Заверенная нотариусом доверенность.
- Акт с визой органа государственной власти или местного самоуправления, описывающий наделение полномочиями представителя.
При отсутствии документально подтверждения полномочий допускается ссылаться на законодательство (номер ФЗ), регламентирующее возникновение прав подачи заявления.
Необходимый список документов при рассмотрении вопроса снятия с кадастрового учета земельного участка образуют:
- Подлинник заявления, подписанный лично заявителем или его представителем.
- Бумаги о праве обладания на отмеченный объект.
- Документация, устанавливающая или удостоверяющая право собственности, или описывающая ограничительное, обременительное пользование заявителем.
Процедура подачи документов может выполняться при личном посещении отделения Росреестра или путем отправки почтового письма с описью. Тогда для регистрации заявления потребуется приложить копию паспорта для идентификации личности.
Когда рассматривается земельный участок с временным статусом, допускается подать заявление в течение 3 лет с момента внесения записи. Если за этот период не было проведено регистрационных действий, надел становится собственностью территориальной единицы.
Важно: В ситуации уничтожения объекта недвижимости следует предъявить документы, доказывающие физическое нарушение. Должен быть составлен акт обследования.
Сроки
Поданное заявление с предъявленными бумагами поступает в специальную комиссию по рассмотрению дел о снятии земельного участка с кадастрового учета относительно оснований, изложенных в обращении. В день сдачи заявитель получает расписку о приложенных копиях и оригиналах.
Стандартный срок исполнения услуги составляет не более 20 дней. Если документы, свидетельствуют о регистрации вновь образовавшегося участка (при объединении или разделении земли), период выполнения сокращается до 3 дней. Обычно данная процедура осуществляется путем межведомственного взаимодействия.
По окончании выдается выписка, содержащая основные данные по новому объекту для измененных наделов или отсутствии информации касательно изложенных реквизитов (отсутствие кадастрового номера). Дополнительно можно проверить наличие недвижимости на учете через сервис Росреестра (ссылка на услугу «справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн»).
Учет при делении участка
Распространенными случаями обращения за снятием и одновременной регистрацией нового надела считается разделение большой территории на наделы. В результате требуется провести кадастровые работы, подтверждающие существование объекта недвижимости.
Подать заявление можно при личном обращении в филиалы Росреестра, через МФЦ или отправить электронный запрос.
Совет: Для вновь образованных участков необходимо провести межевание и представить карту-план по результату выполнения комплексных кадастровых работ.
На сайте Росреестра представлен сервис для отправки запроса:
- Открыть ссылку с услугами для физических лиц.
- Выбрать пункт «Подать заявление о ГКУ».
- Указать на осуществление кадастрового учета участка.
- Ввести данные по месту расположения.
На этапе формирования указываются сведения о правообладателе, загружаются сканкопии основных документов.
Следует учитывать, что процедура предполагает уплату пошлины. Если все документы соответствуют требованиям, в течение 5 дней проводится внесение данных в реестр.
Чтобы снять земельный участок с кадастрового учета, необходимо доказать наличие оснований для осуществления процедуры. Если сведений будет недостаточно или имеются противоречивая информация, принимается решение о приостановке процесса до устранения обстоятельств. Когда объект удаляется из реестра, выполнять юридические операции с ним нельзя по причине потери самостоятельного статуса.