Новости и аналитика        28 декабря 2022        0

15-минутный город. Где жить, чтобы не стоять в пробках, дольше спать и уделять время семье?

Novostroy: Расскажите, пожалуйста, что это за строительная концепция «15-минутый город»?

Наталья Кукушкина, руководитель группы маркетинга компании ЦДС:

Одно из популярных направлений в современном градостроительстве – создавать кварталы, изначально наполненные всей необходимой инфраструктурой, что позволяет повысить комфорт проживания и снизить маятниковую миграцию. Эта концепция получила название «15-минутый город». Реализовать такую идею на практике позволяет сочетание в рамках девелоперского проекта разных форматов недвижимости. Помимо непосредственно жилья, на первых этажах жилых домов предусматриваются коммерческие помещения для инфраструктуры шаговой доступности, в центре кварталов — детские сады и школы, спортивные объекты. Также в большом проекте возможно размещение собственного торгово-развлекательного комплекса, поликлиники, станции метро и других элементов городской среды.

Василий Тимофеев, генеральный директор петербургской строительной компании City Solutions:

Городская среда должна быть безопасной и комфортной для жизни. Если девелоперы думают только о финансовой выгоде, а не о комфорте жителей, то они стремятся лишь разместить как можно больше «квадратов» в высоту и ширину, а не развить инфраструктуру района. Концепция «все под рукой» предполагает совершенно обратное – рядом с новостройками должны быть школы и садики, поликлиники и больницы, кафе и магазины. Люди хотят получить благоустроенную внутридворовую территорию и торговые, спортивные, социальные объекты в шаговой доступности.

Любой новой территории нужны центры притяжения. Ими могут стать учреждения школьного, дошкольного и дополнительного образования, расположенные так, чтобы мальчишки и девчонки могли самостоятельно до них добираться. Но пока что, к сожалению, дети — самая незащищенная категория жителей. Застройщики строят социальные объекты в последнюю очередь, поэтому часто детям некуда ходить и негде гулять. Также это может быть торгово-развлекательный комплекс, в котором будут не только возможности для шопинга, но и для досуга, как детского, так и взрослого.

Варвара Семенова, архитектор, руководитель проектной компании LAW Architect, сотрудник кафедры архитектуры Уральского Федерального университета:

В основе градостроительного планирования лежит задача создания города для жизни. 

Не страшно раз в месяц тратить час времени на дорогу до театра, музея или стадиона. В то же время необходимость совершать часовую поездку в детский сад заметно снизит уровень жизни любой семьи.

 Важно размещать объекты социально-бытового обслуживания вблизи жилой застройки или встраивать в нее – магазины, библиотеки, поликлиники на первых этажах жилых домов – не редкость.

С 1930-х годов в нашей стране в нормативные документы включили требования о необходимости обеспечения жилой застройки предприятиями коммунально-бытового и социального обслуживания (см. Правила и нормы застройки населенных мест, проектирования и возведения зданий и сооружений. Постановление ЭКОСО от 12 января 1930 г.) Подобные нормы и правила есть и сейчас – с измененными на основе актуальной демографии и плотностей застройки цифрами.

Ася Левнева, директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО «Балтийская жемчужина»:

Концепция полицентризма в городах-миллионниках призвана сделать городскую среду многофункциональной и комфортной для пешеходов во всех районах, сократив количество пробок на дорогах. Если до школы, детского сада, магазина, работы и общественного пространства можно будет добраться пешком или на велосипеде всего за 15 минут, то сохранится самый важный и невосполнимый для современного человека ресурс – время. Дополнительно минимизация машин на дорогах поддержит экологию. 

Такой подход достигается совместными усилиями администрации и девелоперов путем создания сопоставимых по качеству общественных, деловых и культурных пространств в разных районах города.

Ольга Трошева, руководитель Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» (Setl Group):

Концепция города, где «все под рукой», также известная как «15-минутный город» или «город в городе», становится все более популярной. Суть концепции заключается в том, что жители получают доступ к большинству услуг в непосредственной близости от дома: рядом с жильем должны находиться детские и спортивные площадки, школы и детские сады, продуктовые магазины, кафе и аптеки, скверы и прогулочные маршруты. Словом, вся инфраструктура, позволяющая сделать жизнь более комфортной и сэкономить время, должна появляться на территории жилых комплексов или в непосредственной близости от них.

Читайте также:  «Известия»: в Госдуме хотят запретить застройщикам рекламировать апартаменты под видом жилья

Преимуществом такой среды обитания перед уплотнительной застройкой проявляется во вдумчивом оформлении парковочных мест.

Novostroy: Назовите плюсы и минусы такой среды обитания.

В. Тимофеев (City Solutions): Помимо наличия «под рукой» социальных объектов, такие районы имеют высокую транспортную доступность. Конечно, развитие сети общественного транспорта лежит на плечах городских властей, но застройщику логично предусмотреть удобные внутриквартальные подъездные пути к этим остановкам и сделать дорогу до метро максимально безопасной для жителей. А избавление от поребриков и прочих высотных перепадов между тротуаром и проезжей частью увеличит мобильность людей с ограниченными возможностями.

Также нельзя говорить о какой-либо комфортной среде, если жители не могут оставить автомобиль прямо у дома. Поэтому преимуществом такой среды обитания перед уплотнительной застройкой проявляется во вдумчивом оформлении парковочных мест. Еще одним критерием комфорта и безопасности можно выделить видеонаблюдение. Оно не только делает территорию менее привлекательной для правонарушителей, но и дисциплинирует эксплуатирующие организации.

Минусом же такой концепции для покупателей является то, что спрос на такие проекты только растет. Люди готовы платить за свой комфорт рублем, поэтому такие объекты разлетаются как горячие пирожки. Трудно не только подобрать привлекательный объект, но и приобрести в нем жилплощадь.

В. Семенова (LAW Architect):

Подобная концепция хороша как для города, так и для горожанина. Распределяет людской трафик по городу – снижает пики нагрузки на общественный транспорт, уменьшает пробки на дорогах. Увеличивает комфорт.

Илья Курбатов, руководитель отдела благоустройства архитектурно-брендинговой компании DeVision:

Из множества плюсов можно выделить три основных. 1) Экономия времени. Жители 15-минутных городов или кварталов тратят меньше времени на дорогу, не стоят в пробках. У них появляется время на семью и хобби. 2) Экологичность. Когда всё необходимое в шаговой доступности, отпадает потребность в собственном автомобиле. На замену приходит велосипед, самокат и другие более экологичные способы передвижения. 3) Здоровье. И физическое, и ментальное здоровье только выигрывает от того образа жизни, который диктует 15-минутный город. 

Жители таких кварталов испытывают гораздо меньше стресса, дольше спят, меньше опаздывают и переживают из-за опозданий.

Novostroy: Какие существуют удачные/неудачные примеры воплощения этой концепции заграницей?

А. Левнева («Балтийская жемчужина»):

Концепция «15-минутного» города была популяризирована благодаря мэру Парижа и подразумевала максимальное освобождение города от автомобилей и парковок в пользу пешеходов и велосипедистов. А поскольку Анна Идальго была выбрана на второй срок, в Париже эту инициативу можно считать успешной.

В Шанхае создание «15-минутных кругов общественной жизни» было закреплено в генеральном плане еще в 2016 году. Это значит, что от своего дома до приоритетных объектов инфраструктуры пешком можно добраться за 5 минут, менее важных торговых объектов – за 10 минут, и самых дальних – всего за 15 минут. В Китае пешеходные районы отделяются друг от друга транспортными магистралями.

В. Семенова (LAW Architect):

Из более ранних удачных примеров можно привести Бразилиа – столицу Бразилии, построенную по заранее согласованному плану. Сейчас бесспорные лидеры урбанизма – скандинавские бюро и их проекты, реализованные в разных уголках земного шара. Неудачные примеры возникают повсеместно от уплотнения кварталов, когда инфраструктура не была рассчитана на возрастающее число жителей.

Читайте также:  В 2019 г. столица России израсходует на реновацию 114 миллиардов руб.

И. Курбатов (DeVision):

К неудачным примерам можно отнести малоэтажную Америку. Районы пригорода, которые мы привыкли видеть в фильмах, не такие идеальные, как может показаться на первый взгляд. Связано это с тем, что инфраструктура растягивается на большие расстояния при низкой плотности населения. Частный сектор сложнее и дороже обслуживать, это невыгодно при сравнении района с малоэтажными жилыми постройками. Без личной машины не обойтись, автобусная доступность низкая, проведение водо- и теплоснабжения выходит намного дороже. Решением будет уплотнение квартала — это уменьшит расстояния и стоимость услуг. Оптимальны 8-этажные дома: такая этажность совпадает с интересом застройщика и местных жителей.

Мурино — неудачный пример «15-минутного города» в Ленинградской области.

Novostroy: Назовите удачные/неудачные примеры «15-минутного города» в Москве, Санкт-Петербурге.

В. Тимофеев (City Solutions):

Что происходит, если застройщики не занимаются развитием инфраструктуры, можно увидеть на примерах далеких от идеала Мурино и Кудрово. Если строительные компании не будут думать о покупателях и напрягать творческие жилки, то и другие территории могут превратиться в подобные гетто-«человейники».

Н. Кукушкина (ЦДС):

Концепция «15-минутного города» воплощена во многих проектах Группы ЦДС. Например, в квартале Parkolovo. Площадь этого проекта составляет около 35 га, что позволяет в полной мере реализовать здесь все современные градостроительные идеи. Помимо жилых домов, в Parkolovo запланировано строительство трёх детских садов и большой школы, торгово-развлекательного и спортивного центров. В рамках проекта благоустройства в квартале будет создан прогулочный парк со спортивным кластером и площадками для командных игр. Парк свяжет весь район в единое целое и позволит вынести шумные игры из приватных дворов в центр квартала.

И. Курбатов (DeVision):

Хорошие примеры таких кварталов есть в Москве у Группы компаний А101.

О. Трошева (Setl Group):

Все элементы концепции «15-минутного города» должны быть продуманы и вписаны в общий план застройки жилого комплекса еще на стадии подготовки проекта. Разрабатывая новый проект, застройщик рассчитывает необходимое количество и площадь объектов социальной, торгово-сервисной, рекреационной инфраструктуры, исходя из общего числа будущих жителей. Все жилые комплексы холдинга Setl Group возводятся по индивидуальным архитектурным проектам. Застройщик комплексно подходит к вопросу благоустройства, а для комфорта жителей создается необходимая социальная и коммерческая инфраструктура.

Например, холдингом разработана уникальная для петербургского рынка концепция озеленения SetlPark, вдохновленная современными тенденциями в ландшафтном дизайне и построенная на принципах экологичности и близости к природе. В своих проектах мы также реализуем концепцию «SetlKids – территория умных и активных». Она разработана совместно c детскими психологами и основана на философии гармоничного развития. На игровых площадках представлены нетиповые песочницы, бизиборды, тоннели, лабиринты, горки-трубы и многое другое. Также рядом с жилыми корпусами в проектах Setl Group возводятся детские сады и школы. Всего за историю компании построено более 50 школ и садов в различных районах Петербурга и Ленобласти.

В ЖК «Солнечный город» Setl Group ввел в эксплуатацию торговый центр, на четырех этажах которого разместились востребованные магазины, фитнес-клуб, продуктовый супермаркет. Кроме того, возле ТК мы создали парк площадью 50 тыс. кв. м. Для создания современных фитнес-площадок холдинг вместе с профессиональными спортсменами разработал концепцию SetlSport. Вместо классических тренажеров обустраиваются фитнес-станции с эксклюзивным оборудованием для кардио-, силовых, функциональных и базовых тренировок. Первая workout-площадка с зонами для кроссфита, скейтбординга и скалолазания появилась в жилом комплексе «Чистое небо».

Читайте также:  Кризис 1998: дефолт, безработица и 30% просадка цен на жильё

А. Левнева («Балтийская жемчужина»):

Сравнивая наши реалии с концепцией, воплощенной в Париже, стоит признать, что в Петербурге добираться из спального района в центр на велосипеде, особенно зимой, было бы очень проблематично. А Эрмитаж, Александринский театр, ведущие вузы города, да даже пляж на побережье Финского залива организовать в каждом жилом комплексе невозможно.

Поэтому в рамках проекта «Балтийская жемчужина» способы воплощения концепции «15-минутного города» существенно отличаются от парижских. Мы не избавляем микрорайон от парковок, наоборот — в цоколе каждого квартала мы обустраиваем паркинги со спуском на лифте прямо с жилого этажа, тем самым транслируя уважение к потребностям всех жителей: автомобилистов и пешеходов, маломобильных и спортивных. Запреты ездить и парковаться едва ли приведут к положительному результату, если не обеспечить проект расширенной инфраструктурой и общественными пространствами. «Балтийская жемчужина» стала успешным примером новой городской доминанты с поликлиническим комплексом, детскими садами и школами с бассейнами, деловым и торгово-развлекательным центрами, променадными набережными и пляжем на морском побережье. Но даже живя в комфортном многофункциональном пространстве, большинство жителей не могут работать рядом с домом в силу особенностей своих профессий, многие выезжают в театры и музеи. Поэтому нам важно было обеспечить проект удобными выездами на основные магистрали: КАД, ЗСД и Петергофское шоссе.

Зона коворкинг в комплексе Docklands

Novostroy: Повлияла ли пандемия (и удаленка) на рост запросов на квартиры в таких кварталах, на количество предложений от застройщиков?

В. Тимофеев (City Solutions):

Конечно, после пандемии люди стали чаще покупать жилье комфорт-класса. Коронавирусная инфекция заперла нас в четырех стенах собственных квартир и заставила пересмотреть свое отношение. Стали важны не только комфортные планировки и качественные строительные материалы, но и зеленые дворы, а также удовлетворяющая повседневные нужды общественная и социальная среда.

В. Семенова (LAW Architect):

Постепенный рост спроса на повышение общего комфорта жизни не совместим с необходимостью длительных перемещений по городу. Сейчас у каждого есть возможность подобрать жилье таким образом, чтобы иметь работу в своем районе, а детский сад и школу в своем квартале. Основная масса современных многоквартирных жилых домов на 1-2 этажах содержат нежилые помещения и подземные этажи с парковками для авто. Скорее всего в вашем жилом комплексе будет детский клуб, студии йоги или танцев, кофейня, салон красоты, фитнес-центр и автомойка в паркинге.

И. Курбатов (DeVision):

И до, и после пандемии у людей всегда был спрос на комфортное жилье с развитой инфраструктурой. Пандемия повлияла на некоторые опции внутри ЖК и в самих планировках. Маленькие квартиры, которые всегда хорошо продавались, после карантина стали менее популярными. Многим потребовалось личное и рабочее пространство в квартирах. Сейчас можно увидеть планировки с кабинетами, а в ЖК — коворкинги и мастерские для удаленной работы.

О. Трошева (Setl Group):

Конечно, новые требования к жилью связаны и с реалиями наших дней: все больше людей переходят на дистанционный формат труда, а значит живут и работают из дома, не покидая своего района. Для них важно, чтобы все необходимые инфраструктурные опции были расположены рядом. И если таковы запросы современного покупателя, то актуальные подходы застройщиков должны соответствовать им. Современный жилой комплекс должен быть действительно удобным и комфортным для жизни не только за счет технологических характеристик зданий, но в том числе и за счет инфраструктурного наполнения.

Подготовлено по материалам © Источника

Не нашли ответа? Остались вопросы?

Бесплатная горячая линия юридической поддержки:

8 (800) 350-29-83 - Регионы России
8 (499) 938-45-81 - Москва и Московская обл.
8 (812) 425-61-42 - Санкт-Петербург и Лен. обл.