Базовый принцип Метрополитен — один из важнейших компонентов транспортной инфраструктуры современных мегаполисов. У него множество преимуществ: низкая стоимость проезда, высокая скорость передвижения и другие. Всё это объясняет популярность метро.
Средний пассажиропоток московского метрополитена составляет почти 9 млн человек. По официальным данным, численность всех жителей столицы — около 12,5 млн человек. Конечно, в расчёт ещё нужно взять приезжих на заработки и туристов. Но в любом случае выходит, что значительная часть москвичей ежедневно ездит на метро.
И всё же у подземки есть серьёзный минус — её нельзя подвести к каждому дому. Метро отлично подходит для передвижения большего количество людей, но только по самым популярным направлениям.
А это почти всегда одни и те же маршруты: утром люди с окраин города едут в центр, вечером возвращаются обратно. Объясняется это довольно просто. Так как в центре:
-
Основная деловая активность города. Там расположены центральные органы власти, штаб-квартиры компаний и крупнейшие бизнес-центры. -
Большая часть главных культурно-развлекательных и образовательных объектов. -
Крупные транспортные узлы. Такие, как железнодорожные вокзалы.
На окраинах же зачастую располагаются спальные районы, где и проживает большая часть горожан. Так что тянуть новую ветку по кратчайшему пути в центр стало для метростроителей, можно сказать, неписаным правилом.
Понятно, что не всегда это можно было сделать в силу объективных причин. Но всё же в основном принцип побыстрее доставить человека с окраины в центр соблюдался. Это видно ещё по первым схемам московского метрополитена.
Но в последние годы московские метростроители от него всё чаще отступают.
Изломанные ветви
Яркий тому пример — новые станции южной части Сокольнической линии. Старая ветка, построенная ещё в советские времена, вела почти по идеальной прямой к центру. С конечной «Юго-Западной» вдоль проспекта Вернадского и так почти до самых стен Кремля.
Чего не скажешь о современном продолжении этой ветки. Станции «Тропарёво» и «Румянцево» находятся хоть и немного в стороне, но всё ещё вдоль радиальных проспектов. А вот дальше линия начинает поворачивать и идёт уже параллельно МКАД до Коммунарки.
Хотя на первый взгляд кажется, что до Коммунарки логичней вести ветку от другой линии — со станции «Тёплый стан». Так бы получилась прямая.
Конечно, всё это лишь геометрия и проектировщикам виднее. Но вряд ли кто-то станет отрицать, что электропоездам с Коммунарки приходится делать солидный крюк, прежде чем выехать на прямой путь к центру.
Да, это всего-то несколько лишних минут. Но для тех, кто годами регулярно передвигается на метро, это перерастает в дополнительные часы и даже дни под землёй.
Станции на пустырях
Кроме того, можно заметить, что линия проходит в стороне от основного массива жилых домов в Коммунарке. Центр этого поселения находится на пересечении улиц Александры Монаховой и Фитарёвской. К слову, там же расположено и здание администрации.
От станции метро «Коммунарка» до центра посёлка чуть больше 1 км или 14 минут пешего хода. А для жильцов домов по Бачуринской улице и все 25. И это только до конечной станции метро. До центра Москвы ехать ещё 50 минут.
То, что новостройки находятся в стороне от метро, очень хорошо видно на панорамах с Яндекс.Карт, так как подземка как раз проходит вдоль шоссе.
В центре станция метро «Коммунарка», справа многоэтажные дома Коммунарки, слева пустыри
Протекала речка, через речку…
Впрочем, недоумение вызывает не только продолжение Сокольнической линии. К примеру, примечательно расположение, открытой в прошлом году станции «Мнёвники». Для объяснения ситуации процитируем отзыв одного из пользователей онлайн-карт: «Станция неплохая, красная арка очень эпично смотрится:) Но вокруг ничего нет…»
Панорама улицы сразу после выхода из метро
Кстати, в отзывах об этой станции можно встретить множество интересных мнений. И даже конспирологические теории о её появлении.
А если серьёзно, то сложно представить, что эта станция будет в числе первых по проходимости. Она находится на довольно узком полуострове, образованном Москвой-рекой. Поблизости почти нет ни построенных, ни строящихся жилых комплексов. А от тех, что есть, ближе до других станций.
Конечно, спуск в подземку в Мнёвниках пригодился бы жителям микрорайона «Филёвская пойма». Им до станции «Фили» пару километров, а сюда всего-то несколько сотен метров по прямой. Застройка там довольно плотная и людей живёт немало. Да только вот поблизости нет моста через Москву-реку.
Карта новостроек у станции метро «Мнёвники»
Разумеется, что в метро всегда будут более и менее популярные у пассажиров станции. Но в Москве эта разница огромна. Это хорошо видно на инфографике, которую подготовил проект «Тысячи пассажиров метро».
Есть станции, толкучка на которых, уже стала притчей во языцех: «Выхино», «Комсомольская», «Новогиреево» и т. д. Через них в подземку ежедневно спускаются сотни тысяч человек. Что в разы превышает проектную пропускную способность.
А есть те, где пассажиропоток еле-еле переваливает за 10 тыс. человек в сутки. И такая ситуация сохраняется уже много лет, несмотря на постоянно запускаемые новые станции и целые ветки. Поневоле задумаешься, а там ли их строят? И что ставится во главу угла: удобство пассажиров или что-то иное?
Подготовлено по материалам © Источника