Тем более что юго-западное направление становится всё более популярным у покупателей недвижимости. Так, в прошлом году журналисты нашего портала писали о том, что Новая Москва стала лидером по числу продаж квартир на первичном рынке среди всех районов столицы. Там был заключен 31% от общего числа сделок всего региона.
Удивляться тут нечему. Новостроек в новых районах Москвы строится много, а стоимость квартир здесь ниже, чем в других столичных локациях. Но это вовсе не объясняет, почему же мегаполис расширяется именно на Юго-Запад.
Разве не логичнее бы было, чтобы столица, как и раньше, прирастала кольцами новой территории? Или поглотила бы всю Московскую область сразу, чего мелочиться? А чем хуже северные или восточные территории?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно начать с небольшого исторического экскурса.
Историческое развитие
Общеизвестный факт, что Москва имеет ярко выраженную кольцевую структуру. Что характерно для многих старых городов, которые возводились без единого плана. В общих чертах это происходило всегда одинаковым образом.
В центре правитель возводил крепость. Под её стенами вскоре начинали строить дома его подданные, образуя следующее кольцо города. Его также обносили оградой и валом для обороны. Уже за этим стенами вскоре возникал следующий «слой» города и так далее.
Люди попросту селились поближе к укреплениям. В надежде, что в случае нападения спасут если не свои дома, то хотя бы свои жизни.
Так и с Москвой. На старинных картах чётко прослеживается кольцевая структура: Кремль — Китай-город — Белый город — Земляной город. Если бы не естественная преграда в виде реки, то границы районов, скорее всего, образовывали бы почти идеальные окружности.
Источник:retromap.ru
Но это только в Средние века. В новое время Москва не так часто подвергалась нападению неприятельских войск. И на первое место при расселении людей встала не безопасность, а экономическая целесообразность.
На картах XIX века видно, что границы Москвы уже не составляют окружность. Южные и Юго-Западные окраины там же. Застроено лишь Замоскворечье до Садового кольца. В Хамовниках лишь несколько слобод и луга.
Карта Москвы 1860 г. Источник:retromap.ru
Зато Москва очевидно вытягивается на Север и на Восток. Вряд ли это было продуманное решение властей. Скорее опять же самопроизвольное расширение в более привлекательные районы.
Дело в том, что большая часть страны находится восточнее Москвы. И самые тесные торговые связи были с крупными городами в этой части страны: Нижним Новгородом, Владимиром, Костромой и другими.
Соответственно, в этих направлениях пролегали самые проезжие тракты. Вдоль них возникали постоялые дворы, трактиры, поселения. Во многом поэтому на Севере и Востоке от столицы больше старых городов-спутников.
Исторические же проблемы
Таким образом, Москва долгое время сама себя застраивала, не требуя особого внимания градоначальников. Целенаправленно планировать застройку начали в советское время. Но это не застраховало от проблем на перспективу. Эти проблемы проявились в последние десятилетия на фоне резкого роста численности населения вкупе с доступностью личных автомобилей.
Кольцевая структура города с ярко выраженным центром — серьёзная трудность для транспортной системы. Постоянные пробки и толкучка в метро стали для Москвы привычным явлением. Всё потому что всем с утра надо на работу в центр, а вечером — обратно в спальные районы на окраинах.
Власти Москвы уже давно поняли, что новые автомагистрали и ветки метро могут дать лишь краткосрочное улучшение. Постоянный рост численности населения снова «закупорит» новые транспортные артерии.
Единственный способ кардинально решающий проблемы — уход от центричности города и создание точек притяжения людей в разных района.
Гадать не надо
Причём в идеале эти новые центры должны быть застроены «с нуля». Так можно правильно спланировать пространство, с учётом транспортных потоков, а также потребностей людей в инфраструктуре, рекреационных и общественных зонах и т. п. В старых, уже застроенных районах это сделать гораздо труднее.
Эту же мысль можно найти в заявлениях представителей власти. К примеру, вот что ответил в своём интервью для издания «КП» первый заммэра Москвы, на прямой вопрос, почему для расширения выбрано именно юго-западное направление?
Также журналист «КП» поинтересовался не связано ли такое решение с интересами каких-либо групп. На что получил отрицательный ответ с формулировкой: «Искать за этим чьи-то частные интересы — абсурд. Не того масштаба вопрос».
Кстати, с момента публикации этого интервью, прошло уже почти 11 лет. Самое время оценить: удалось ли достигнуть поставленных целей или нет?
Несбывшиеся надежды
С застройкой новых территорий Москва точно справилась. На текущий момент на нашем портале представлено 212 жилых комплексов в локации «Новая Москва». А вот перераспределения транспортных потоков в сторону Юго-Запада пока не видно.
Большего всего красного цвета на карте московских пробок по-прежнему сосредоточено в центре и на кольцевых автомагистралях. Весь Юго-Запад зелёный. Показатели пассажиропотоков в метрополитене также говорят, что самыми популярными у москвичей остаются станции на Востоке и Северо-Востоке от центра.
Так что пока приходится констатировать — план московской мэрии по созданию альтернативных центров притяжения провалился. Да, столица изменила свои очертания, но существенного улучшения транспортной ситуации это пока не принесло.
Подготовлено по материалам © Источника